— это метод несанкционированного доступа к информации или системам хранения информации без использования технических средств. Метод основан на использовании слабостей человеческого фактора и считается очень разрушительным. Злоумышленник получает информацию, например, путем сбора информации о служащих объекта атаки, с помощью обычного телефонного звонка или путем проникновения в организацию под видом ее служащего. Злоумышленник может позвонить работнику компании (под видом технической службы) и выведать пароль, сославшись на необходимость решения небольшой проблемы в компьютерной системе. Очень часто этот трюк проходит. Самое сильное оружие в этом случае — приятный голос и актёрские способности. Злоумышленник под видом служащего компании звонит в службу технической поддержки. Представившись от имени служащего, он просит напомнить свой пароль, либо меняет его на новый, сославшись на забывчивость. Имена служащих удается узнать после череды звонков и изучения имён руководителей на сайте компании и других источников открытой информации (отчётов, рекламы и т. п.). Дальше дело техники. Используя реальные имена в разговоре со службой технической поддержки, злоумышленник рассказывает придуманную историю, что не может попасть на важное совещание на сайте со своей учетной записью удаленного доступа. Другим подспорьем в данном методе являются исследование мусора организаций, виртуальных мусорных корзин, кража портативного компьютера или носителей информации. Данный метод используется, когда злоумышленник наметил в качестве жертвы конкретную компанию. Социальная инженерия - относительно молодая наука, которая является составной частью социологии и претендует на совокупность тех специфических знаний, которые направляют, приводят в порядок и оптимизируют процесс создания, модернизации и воспроизведение новых ("искусственных") социальных реальностей. Определенным образом она "достраивает" социологическую науку, завершает ее на фазе преобразования научных знаний в модели, проекты и конструкции социальных институтов, ценностей, норм, алгоритмов деятельности, отношений, поведения и т.п.. Занятия сориентированы на вооружение слушателей прежде всего методологией аналитико-синтетического мышления и знаниями формализованных процедур (технологий) конструкторско-изобретательской деятельности. В характеристике формализованных операций, из которых складывается это последнее, особое внимание обращается на операции сложной комбинаторики, которые непосредственно касаются реформаторской деятельности на Украине и имеют дело с системными преобразованиями. Игнорирование принципа системности в операциях комбинаторики нанесли и продолжают наносить большой ущерб на всех уровнях трансформационных процессов, которые происходят в нашем обществе. Последовательные знания принципиальных требований к указанным операциям дают основания к предотвращению ошибочных извращений в реформационной практике на ее макро-, мезо- и микроуровнях. Несмотря на то, что понятие "Социальная инженерия" появилось недавно, люди в той или иной форме пользовались ее техниками испокон веков. В той же Древней Греции и Риме в большом почете были пиплы, могущие навешать на уши любую лапшу и убедить собеседника в "очевидной неправоте". Выступая от имени верхов, они вели дипломатические переговоры, а, подмешивая в свои слова вранье, лесть и выгодные аргументы, нередко решали такие проблемы, которые, в противном случае, невозможно было решить без помощи меча. В среде шпионов социальная инженерия всегда являлась главным оружием. Выдавая себя за кого угодно, агенты КГБ и ЦРУ могли выведать самые страшные государственные тайны. А насколько профессионально нас инженерят политики и кандидаты в депутаты (мэры, президенты) - вообще любо-дорого посмотреть. Хотя, по правде сказать, и я, и ты, и все мы не далеко от них отстаем. Ты ведь не будешь отрицать, что когда-то да пытался хитрожопой уловкой настроить чела на нужный тебе мотив. Например, когда просил родителей купить мороженое, обещая пятерку в четверти по математике. Корни СИ произрастают повсюду, просто вьем мы их непроизвольно. В отличие от тех же агентов, кандидатов и... хакеров. В начале 70-х гг., в период расцвета фрикинга, некоторые телефонные хулиганы забавлялись тем, что названивали с уличных автоматов операторам Ma Bell и подкалывали их на тему компетентности. Потом кто-то, очевидно, сообразил, что, если немного перестроить фразы и кое-где сбрехать, можно заставить тех. персонал не просто оправдываться, а выдавать в порыве эмоций конфиденциальную информацию. Фрикеры стали потихоньку экспериментировать с уловками и к концу 70-х настолько отработали техники манипулирования неподготовленными операторами, что могли без проблем узнать у них практически все, что хотели. Заговаривать людям зубы по телефону, чтобы получить какую-то информацию или просто заставить их что-то сделать, приравнивалось к искусству. Профессионалы в этой области очень гордились своим мастерством. Самые искусные социальные инженеры (синжеры) всегда действовали экспромтом, полагаясь на свое чутье. По наводящим вопросам, по интонации голоса они могли определить комплексы и страхи человека и, мгновенно сориентировавшись, сыграть на них. Если на том конце провода находилась молоденькая, недавно поступившая на работу девушка - фрикер намекал на возможные неприятности с боссом, если это был какой-то самоуверенный тюфяк - достаточно было представиться наивным юзверем из фирмы, которому все нужно показать и рассказать. К каждому подбирался свой ключ. С появлением компьютеров, многие фрикеры перебрались в компьютерные сети и стали хакерами. Навыки СИ в новой области стали еще полезнее. Если раньше мозги оператору пудрили в основном для получения кусочков информации из корпоративных справочников, то теперь стало возможным узнать пароль для входа в закрытую систему и скачать оттуда кучу тех же справочников или что-то секретное. Причем такой способ был намного быстрее и проще технического. Не нужно искать дыры в навороченной системе защиты, не надо ждать, пока Jack the Ripper угадает правильный пароль, не обязательно играть в кошки-мышки с админом. Достаточно позвонить по телефону и, при правильном подходе, на другом конце линии сами назовут заветное слово.
                                                                                                     Автор статьи КРИТИК
________________________________________________________________________________________________

Эта статья приводится как пример кражи вашей личной информации без применения компьютерных методов. рассмотрим на примере популярной соц. сети Вконтакте.ру

«Предположим, что есть две персоны (X и Y), которые находятся друг у друга в друзьях и общаются. И есть Посредник, заинтересованный в получении информации, передаваемой между X и Y, а в некоторых случаях и в её изменении. Что нужно сделать для перехвата информации?
Создаются страницы-клоны персонажей X и Y с переносом публично доступной информации. В этой ситуации достаточно подобия - полное сходство не требуется.

Во время отсутствия в сети X и Y Посредник активизирует на своем компьютере клоны X1 и Y1 и ждет появления кого-нибудь из жертв в сети.

Предположим, что первым появился X. Шлем ему запрос на добавление в список друзей от Y1, сопроводив комментарием «Вчера компьютер глюканул, все слетело, восстанови пожалуйста». Скорей всего «дружба» будет восстановлена без дополнительных вопросов. Если же X окажется бдительным, он заглянет на страницу Y1 и увидит там похожую, но неполную страницу Y. Неполная идентичность работает на Посредника в данном случае - страница же слетела.Итак, с X мы уже подружились, можно общаться на нейтральные темы, но делать нужно осторожно с учетом информированности о контексте общения между X и Y. Лучше всего деактивировать Y1, во избежание засветки.

При появлении в сети настоящего Y повторяем с ним п. 3, от имени X1. В результате Посредник имеет в списке друзей как X, так и Y.

Далее можно начинать общение между X и Y, в котором вся информация проходит через Посредника. Для этого нужно активизировать на своем компьютере X1 и Y1.

Вариант атаки: в сети оба желанных персонажа. Пишем от Y1 долгожданному X: «Привет X,...». Х отвечает Y1, думая, что это Y: «Привет...». Ответ копируется и отсылается настоящему Y (который полагает, что Посредник – это X). Y получает это сообщение, отвечает на него. Ответ попадает к X1, который на самом деле Посредник. И так далее.»

В описанном процессе есть несколько подводных камней, но опыт показывает, что обойти их не составляет труда. Самый большой «камень» – это появление у X двух друзей Y и наоборот. Однако на это в большинстве случаев внимания не обратят – "был же сбой".

Избежать кражи вашей личной информации поможет бдительность и внимание. В друзья также часто просятся незнакомые люди, и они вполне могут быть взломщиками, желающими узнать вашу личную информацию и использовать её против вас.